slideshows 1

В рабстве у рифм

2004-04-21. В РАБСТВЕ У РИФМ //Владимир Резниченко

Итак, продолжим наши игрища. С удовлетворением констатирую, что за двое суток, прошедших с написания предыдущего обзора, моя коллекция весенних заголовков существенно пополнилась. В ней появились три просто "Весны", одна "Весна, чего еще здесь скажешь", а также "Холодная весна", "Победная весна" и "Еще одна... весна". Вдобавок к этому - "Весеннее утро", "Весенний пейзаж", "Весенняя смерть" и кое-какая другая свежатинка.

Удалось выудить из конкурсных текстов и немалое количество коллекционируемых мной рифм типа СНЫ - ВЕСНЫ. Причем строчки иногда попадались на редкость самобытные. Как, например, у Цениной Алены: "Быть пьяной от ВЕСНЫ, любовью резать СНЫ" - надо же так замысловато выразиться! Или у Надежды: "Растаял лед, в твоей постели обман по имени ВЕСНА, под звуки тающий капели он пробудился ото СНА". Это вам не какая-нибудь "стюардесса по имени Жанна", тут надо голову поломать - идет ли речь о мужчине с женским именем или о женщине с мужским?

В остальном все, как обычно. Некоторых, употребляющих в рифму ВЕСНУ, "клонит КО СНУ" (Муся Башкирова и Байкодром Космодур). Но грезы их, по большей части, оптимистичны: "Запах трав, аромат ВЕСНЫ. Ярче, красочней стали СНЫ" (Ольга). Тем временем, другие авторы, кажется, уже готовы вырваться из цепких объятий Морфея: "Первый день ВЕСНЫ встречаем с радостью и теплою надеждой, на то что завтра все цветные СНЫ вдруг воплотятся..." (Роман Рютин). "За дымкой СНА... мне будоражит кровь твоя ВЕСНА" (Мила Галей), "Солнце желторотое разгоняет СНЫ, звенят трели жаворонка на устах ВЕСНЫ" (Сергей РО), "Просыпаются спящие села, как принцесса от вечного СНА... это значит приходит ВЕСНА" (Лилит). И вот уже начинается гудеж и кутеж - "Странные видения, ночи все без СНА... Видно загуляла ты, милая ВЕСНА!" (Katalina Kasley).

Тут кто-то задавал вопрос: а что, собственно говоря, я имею против рифмы СНЫ - ВЕСНЫ? Нормальная ведь, вполне естественная рифма! Отвечаю - в принципе ничего против не имею. Беда только, что стандартные, заезженные рифмы обычно тянут за собой столь же банальные и трафаретные мысли и образы.

Если ЛЮБОВЬ - обязательно за ней КРОВЬ, если В МОРЕ, так НА ПРОСТОРЕ, где МЕЧТЫ, там и ЦВЕТЫ, где АПРЕЛЬ, там КАПЕЛЬ, смотришь в НЕБО - видишь НЕБЫЛЬ... Рифма водит за собой незадачливого стихописца, как собачку на поводке. Казалось бы, созвучия должны служить податливым материалом в руках поэта, а получается наоборот - поэт становится их послушным рабом. Десятки участников конкурса употребляют одни и те же рифмы, в результате чего их сочинения зачастую не отличишь одно от другого.

Я прекрасно понимаю, что совокупность всех рифмующихся слов в языке - конечное множество, Америку здесь трудно открыть. И все-таки возможностей для поисков и находок - край непочатый. Почему-то почти не видно дактилических и гипердактилических, неравносложных и неравноударных, каламбурных и консонансных рифм. А ведь на то и конкурс, чтобы поэкспериментировать, что-нибудь новенькое выдумать.

Вот, к примеру, такая редкостная вещь, как рифма- анаграмма. Несколько образчиков: СИНЕВА - И ВЕСНА, ВЕСНЫ - С НЕВЫ, ВЕСНОЙ - НЕ СВОЙ. Это, как говорится, "взято с потолка", а вы поднимите голову, посмотрите туда, может, и вам что-нибудь обломится.



Независимый литературный портал РешетоСетевая словестность 45 Параллель Интерактивные конкурсы Стихия